- Что представляет собой слово «цветок» в утверждении: «Вот растут цветы»?
Ответ: 3) Понятие
Развернутый ответ: В данном утверждении слово "цветок" является понятием. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Слово "цветок" в этом контексте обозначает обобщенное представление о растениях определенного типа, обладающих общими характеристиками (например, наличие лепестков, стебля и т.д.). Восприятие — это непосредственное чувственное отражение предметов, представление — это образы предметов, а суждение — это утверждение или отрицание чего-либо о предметах или явлениях. В данном случае слово "цветок" не является ни восприятием, ни представлением, ни суждением, а именно понятием.
- Форма знания, выражающая специфику эмпирического уровня научного познания:
Ответ: 3) Факт
Развернутый ответ: На эмпирическом уровне научного познания основная форма знания — это факт. Факты представляют собой объективные данные, полученные в результате наблюдений, экспериментов и измерений. Они фиксируют конкретные явления и события без их объяснения. Закон, теория и концепция относятся к теоретическому уровню познания, где уже происходит обобщение и объяснение эмпирических данных.
- Верны ли следующие суждения о познании?
Ответ: 3) Верны оба суждения
Развернутый ответ: Суждение А верно, потому что познание действительно относится к базовым потребностям человека. Люди стремятся к получению новых знаний и пониманию окружающего мира, что является важной составляющей их существования. Суждение Б также верно, так как процесс познания предполагает творческую деятельность, включающую в себя поиск, анализ и синтез информации, формирование гипотез и теорий.
- Верны ли следующие суждения о процессе познания?
Ответ: 3) Верны оба суждения
Развернутый ответ: Оба суждения верны. Эмоции и чувства играют значительную роль в процессе познания, они могут мотивировать, направлять и корректировать познавательную деятельность. Интуиция также имеет определенное значение, особенно на этапе выдвижения гипотез и неожиданных озарений, когда формируется первичное понимание проблемы или явления.
- Верны ли следующие суждения о ступенях познания?
Ответ: 3) Верны оба суждения
Развернутый ответ: Оба суждения верны. Суждение А правильно указывает на временное различие между чувственным и рациональным познанием: сначала человек воспринимает внешние качества предметов, а затем стремится понять их сущность. Суждение Б также верно, так как чувственное и рациональное познание действительно взаимосвязаны и неразрывны; они дополняют друг друга на разных этапах познавательного процесса.
- Верны ли следующие суждения о уже научном знании?
Ответ: 2) Верно только Б
Развернутый ответ: Суждение А неверно, так как лженаучное знание не является прототипом или предпосылочной базой научного знания. Лженаука основывается на неверных методах и предрассудках, и не способствует развитию подлинного научного знания. Суждение Б верно, потому что лженаучное знание действительно сознательно использует домыслы и предрассудки, вводя людей в заблуждение и противореча научным методам познания.