Рациональное поведение потребителя характеризуется стремлением максимизировать свою полезность при наличии ограниченных ресурсов, таких как доходы. Рассмотрим каждую из предложенных черт с точки зрения рационального поведения.
Снижение расходов на дорогостоящие товары при повышении дохода.
Это утверждение не соответствует рациональному поведению потребителя. Обычно повышение дохода приводит к тому, что потребитель может позволить себе больше дорогостоящих товаров, если они приносят ему значительную полезность. Рациональный потребитель скорее будет увеличивать долю таких товаров в своем потребительском наборе, если они соответствуют его предпочтениям и приносят ему большую удовлетворенность.
При любом росте доходов отсутствие предела расхода денежных средств на питание.
Это утверждение также не соответствует рациональному поведению. У потребителя обычно есть пределы потребления продуктов питания, обусловленные физиологическими потребностями и предпочтениями. С ростом доходов потребитель может повышать качество потребляемых продуктов, но количественное потребление имеет естественные ограничения. Например, человек не станет есть в два раза больше еды только потому, что его доходы удвоились.
Возрастание внимания к качеству товара при увеличении дохода.
Это утверждение соответствует рациональному поведению потребителя. С ростом доходов потребитель может позволить себе выбирать товары более высокого качества, поскольку они могут приносить ему больше удовлетворения и полезности. Более высокие доходы позволяют удовлетворять не только базовые потребности, но и стремление к более комфортной и качественной жизни. Таким образом, повышение внимания к качеству товара при увеличении дохода является типичной чертой рационального поведения.
При стабильно высоких доходах отказ от покупки дорогостоящих товаров.
Это утверждение также не соответствует рациональному поведению. Если доходы стабильно высокие и потребитель имеет возможность позволить себе дорогостоящие товары, то, скорее всего, он будет их покупать, если они приносят ему полезность. Отказ от покупки дорогостоящих товаров при высоких доходах мог бы быть оправдан, если бы эти товары не приносили ожидаемой полезности или если бы потребитель предпочитал сберегать средства.
Таким образом, из предложенных вариантов только третий пункт — возрастание внимания к качеству товара при увеличении дохода — является типичной чертой рационального поведения потребителя.