Вопрос об этнической идентичности и её определении является сложным и многогранным, затрагивая как личностные, так и общественные аспекты. В СССР, как и было указано, национальность фиксировалась в паспорте, и это зачастую определяло социальный и культурный контекст, в котором жил человек. Однако, это административное определение не всегда соответствовало личным ощущениям и самоидентификации человека.
Этническая идентичность, как и любая другая форма идентичности, многослойна и включает в себя различные элементы: культурные традиции, язык, религию, семейные ценности, коллективную память и личное самовосприятие. В случае Феликса Хачатуряна, которого приводит в пример В. А. Тишков, внешнее определение его национальности как армянина не учитывает его личных ощущений и культурной принадлежности к русской среде.
Существует несколько подходов к пониманию этнической идентичности. Один из них — примордиализм, который акцентирует внимание на объективных критериях, таких как происхождение, язык или внешние признаки. Другой подход — конструктивизм, который считает, что идентичность является социальным конструктом, формируемым в процессе взаимодействия с окружающей средой, а также личным выбором.
С точки зрения конструктивистского подхода, Феликс Хачатурян имеет полное право идентифицировать себя как русского, если его культурные практики, язык, социальное окружение и личное самосознание соответствуют этой идентичности. Этническая принадлежность в современном мире всё чаще определяется не только кровными узами, но и культурной интеграцией, самоопределением и личным выбором.
Таким образом, этническая идентичность — это не только то, что записано в документах, или как звучит фамилия, но и то, как человек сам воспринимает и определяет своё место в культурном и социальном пространстве. В современном обществе, где культурные границы становятся всё более размытыми, важность самоопределения и личного выбора в вопросах идентичности возрастает.