Задание по тексту Человек биологический, человек социальный, человек духовный. В разных соотношениях...

человек биологический человек социальный человек духовный потребности социальная деятельность материальный интерес нравственные ценности духовные ценности свобода культура смысл бытия экономические проблемы социальные проблемы высшие ценности мораль совесть
0

Задание по тексту

Человек биологический, человек социальный, человек духовный. В разных соотношениях все три персонажа живут в каждом человеке.

Человек биологический – существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Так и хочется написать: элементарных потребностей. Ведь речь идет о еде, об одежде, о жилье, воспроизводстве своего рода, которое опять же требует питания, одежды, жилища. Казалось бы, при нынешнем уровне цивилизации и прогресса удовлетворение всех этих потребностей рода человеческого должно бы уже перестать быть существенным. Увы, за этими заботами десятки миллионов усталых людей забыли о своем высоком предназначении и не видят иных ценностей, кроме первичных потребностей. Нет, нельзя эти потребности называть элементарными, ибо они еще не удовлетворены.

Человек социальный существует как бы в иной плоскости. Правда, не будем забывать, что у животных тоже есть рассудочная деятельность, имеются определенные социальные организации. Понаблюдайте, например, за обитателями обезьяньего питомника: разделение власти, труда и многое другое, что мы привыкли отождествлять лишь с человеческими сообществами. Но ни одна ветвь эволюции на земле не является в такой степени взаимозависимой по производству и распределению продуктов, установлению правил общежития, созданию мегаполисов и государств, развитию массовых коммуникаций, как человеческая. Если социальная деятельность мотивирована лишь материальным интересом, человек биологизируется. И даже если он одет в модный современный костюм, пользуется компьютером, сидит за рулем автомобиля, рационально мыслит, т.е. соображает, что ему выгодно, а что нет, он недалеко ушел от наших дальних предков…Если такой тип не нарушает каких-то норм, то лишь потому, что боится наказания. Он как бы в вечно жестком противоборстве с обществом, с теми или иными социальными институтами. Красть нехорошо, за это посадят в тюрьму, - говорит ему общество. Правильно, но не пойман – не вор, - возражает он… В основе его помыслов и действий свой кровный интерес (обеспечить воспроизводство своего рода, удовлетворить свои биологические плюс некоторые социальные потребности, часто связанные с первыми, - богатство, власть, престиж). К духовным, нравственным ценностям у него снисходительно-ироническое отношение, как к пережиткам прошлого… По мере того как происходит насыщение элементарных биологических потребностей, человек социальный становится все более массовым явлением.

Человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло, оценивать свои помыслы и поступки, формулировать для себя нравственные предписания, требовать от себя их исполнения. Человек духовный преодолел в себе опаснейшее искушение видеть смысл существования только в удовлетворении своих все более изощренных потребностей. Благодаря этому он обрел новую грань свободы, которая делает его способным служить высшим ценностям культуры, поискам смысла бытия. Разумеется, он понимает огромную роль экономических и социальных проблем общества, но он всегда видит в них не цель, а средства.

(В.Н. Шубкин)

Задание: Автор считает, что человек духовный обрел новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.

avatar
задан месяц назад

3 Ответа

0

  1. Человек духовный способен различать добро и зло, что помогает ему принимать нравственные решения и действовать в соответствии с ними. Это дает ему возможность освободиться от эгоистических потребностей и ориентироваться на высшие ценности.

  2. Человек духовный способен формулировать для себя нравственные предписания и требовать их исполнения. Это позволяет ему принимать ответственность за свои поступки и стремиться к самосовершенствованию.

  3. Человек духовный видит смысл в поисках высших ценностей культуры и смысла бытия, что позволяет ему ощущать себя свободным от материальных и социальных ограничений и стремиться к духовному развитию.

avatar
ответил месяц назад
0

  1. Человек духовный способен различать добро и зло, оценивать свои помыслы и поступки. Это означает, что он осознает свою ответственность за свои действия перед обществом и самим собой, что влечет за собой возможность выбора между правильным и неправильным поведением.

  2. Человек духовный формулирует для себя нравственные предписания и требует от себя их исполнения. Это свидетельствует о том, что он обладает внутренними ценностями и принципами, которые не зависят от внешних обстоятельств и могут вдохновлять его на саморазвитие и самосовершенствование.

  3. Человек духовный способен служить высшим ценностям культуры и искать смысл бытия. Это означает, что он стремится к духовному развитию, к поиску глубоких истин, к пониманию своего места в мире и к восприятию жизни как более глобального и смыслового явления, чем просто удовлетворение биологических и социальных потребностей.

avatar
ответил месяц назад
0

Автор текста, В.Н. Шубкин, рассматривает три аспекта человеческой природы — биологический, социальный и духовный — и утверждает, что человек духовный обрел новую грань свободы. Это утверждение можно объяснить следующими тремя аспектами:

  1. Освобождение от диктата биологических и социальных потребностей: Человек духовный, в отличие от человека биологического и социального, не ограничивается исключительно удовлетворением материальных и социальных нужд. Он преодолел искушение видеть смысл жизни только в удовлетворении этих потребностей. Это означает, что духовный человек не находится в постоянной зависимости от внешних обстоятельств и социальных норм, он способен подняться над ними и искать более высокие цели и смыслы. Это освобождение от диктата позволяет человеку духовному обрести внутреннюю свободу, которая не определена внешними факторами.

  2. Способность к нравственному самосовершенствованию и оценке своих действий: Человек духовный обладает совестью, что позволяет ему различать добро и зло, оценивать свои помыслы и поступки. Эта способность к саморефлексии и самоконтролю дает ему возможность формулировать и следовать нравственным предписаниям, что, в свою очередь, освобождает его от произвола собственных инстинктов и культурных стереотипов. Такой человек более свободен в своих действиях, так как его поступки основаны на осознанном выборе и внутренней убежденности, а не на внешнем давлении или страхе наказания.

  3. Служение высшим ценностям и поиск смысла бытия: Человек духовный стремится к более высоким идеалам и ценностям, которые выходят за рамки индивидуального благополучия и социальных норм. Он ищет смысл жизни в служении культурным, моральным и духовным ценностям. Это стремление к высшему делает его жизнь более осмысленной и целенаправленной, что, по мнению автора, является новой гранью свободы. Духовный человек свободен от суеты повседневности, его действия мотивированы не только личной выгодой, но и стремлением к общему благу и самореализации.

В совокупности, эти три аспекта показывают, что человек духовный обретает свободу, которая выходит за пределы материальных и социальных ограничений, и это позволяет ему жить более осмысленно и цельно.

avatar
ответил месяц назад

Ваш ответ

Вопросы по теме